О НАС

ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПОДПИСКА
НОВОСТИ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
КАРТА САЙТА

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

ОРКЕСТРЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

ХОРОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

МУЗЫКАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Андраш Шифф как всегда завораживает

Журнал "Филармоник" ноябрь 2012

Ян Коваленский,
"Союз музыкальных критиков"

Наши партнёры:

www.pirastro.com/

Контакты
"ФИЛАРМОНИК"
:

109052, г. Москва,
ул. Нижегородская,
д. 29-33, стр.27

info@philharmonik.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Великий венгерский пианист Андраш Шифф выступил в начале нового концертного сезона 2012 года в Зале имени Чайковского.

Каждый его приезд – событие для Москвы. Программа концерта была необычной: пианист играл три последние сонаты великих композиторов венской школы – Гайдна, Бетховена и Шуберта. Эти сонаты создавались в начале девятнадцатого века, временной интервал небольшой – 90-е годы восемнадцатого века и 1822 и 1828 годы, но они принадлежат различным эпохам. Для каждого из композиторов эти сонаты – подведение итогов их деятельности в жанре фортепианной сонаты, одного из самых популярных и любимых жанров композиторов того времени. Шифф – большой мастер составления программ своих концертов, в них всегда заложен важный смысл.
Последняя соната Гайдна № 62 (написана в 1794 г., а издана в 1798 г.) принадлежит ещё эпохе относительного мира в Европе, хотя Французская революция уже произошла. Гайдн ещё прожил много лет, но больше к этому жанру не возвращался. Соната писалась одновременно с Лондонскими симфониями, и тематически третья часть, написанная не в стиле рондо, а обычной сонатной форме, очень близка финалу одной из симфоний. Пианист играет Гайдна мужественно и выпукло, по стилю это близко ранним сонатам Бетховена. И, как обычно, в исполнении много юмора и очаровательных находок. И сразу, без паузы, Шифф перешел к сонате №32 Бетховена, гениальному, итоговому сочинению Бетховена, написанному в 1822 году. Абсолютно другая эпоха, такое впечатление, что эти произведения отделяют века. В этой музыке есть что-то космическое, моментами потустороннее, и даже мистическое. Что стоит за этой музыкой? «Жизнь и судьба», «Война и мир», катастрофы Европы. Вот прошло уже 200 лет, но в фортепианной музыке ничего более значительного не написано. Шифф играет очень мощно, звук очень насыщенный, музыкальный поток вас уносит далеко-далеко, где уже нет жизни. Это вихрь, всё проходит и спасения нет! Может быть это Ад, но вскоре приходит очищение, это что-то вроде Ада и Чистилища Данте. Зал полностью во власти пианиста, ничего нет – только звуки музыки, трагической, бесконечной и прекрасной. Конечно, после такого потока, нужно бы отдохнуть и осознать всё, но пианист без паузы переходит к знаменитой последней сонате №21 Шуберта, написанной незадолго до смерти композитора.
Последняя соната Шуберта – одно из величайших сочинений романтической эпохи, которое привлекает всех пианистов. Это как гора Эверест, которую хотят покорить, но это дано не многим. Берутся многие, но увы… Шифф – один из лучших интерпретаторов музыки Шуберта. Соната огромная, с бесконечными повторениями тем и частей, которые Лист называл «божественными длиннотами». Часто это музыка многим кажется однообразной и даже скучной. Но у пианиста было такое глубокое проникновение в текст, такая смелость в повторах и динамике, что 43 минуты музыки сонаты казались мгновением. Объяснить это невозможно. Несколько замедленные темпы, части сонаты следовали одна за другой без всяких пауз, но этот музыкальный поток полностью «окутал» слушателей, словно мы попали в какой-то иной мир. Тишина в зале была полнейшая, ощущалось напряжение – никто не кашлял, мобильники не звонили, все были загипнотизированы. Была только Музыка. Шубертовская соната по сравнению с бетховенской – это уже абсолютно другая эпоха. Никаких трагедий, а просто ностальгия и тоска. Человеческая жизнь с невзгодами и печалью. Бесконечные повторы музыки создали атмосферу необыкновенного проникновения и гармонии. В общем, три сонаты – три эпохи развития музыки. Когда Шифф закончил играть, какое-то мгновение даже не было аплодисментов, словно люди выходили из транса. Концерт длился 105 минут. Такого не было никогда. За кулисами автор статьи спросил пианиста, почему тот играл без антрактов, и Шифф сказал, что так ему легче сосредоточиться в игре, хотя и отметил, что, вероятно, слушателям было труднее воспринимать музыку.
Пианист выбрал интереснейшую программу – можно сравнить фортепианные стили не только различных композиторов, но и эпох. Ведь сонатная форма – одна из самых благодарных и любимых творцами музыки. Этот концерт ещё раз показал, что Андраш Шифф – один из выдающихся исполнителей нашей эпохи. А великая венская классика нужна людям и в начале двадцать первого века.

Ян Коваленский